Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (источники: Доклад об экологической ситуации по Тюменской области за 2016 год, доклад об итогах деятельности Управления Росприроднадзора по Тюменской области за 9 месяцев 2017 года)

Тюменская область без автономных округов (далее – Тюменская область) расположена на юге Западной Сибири и составляет около 11% общей территории области. Регион входит в состав Уральского федерального округа и граничит со Свердловской, Курганской и Омской областями, Республикой Казахстан.

Площадь – 160,1 тыс. кв. км. Население – 1430 тыс. человек. На территории области (без автономных округов) насчитывается 5 городов, 22 района, 1265 сельских населенных пунктов. Областной центр – г. Тюмень.

Среди природных ресурсов юга Тюменской области наиболее значимыми являются нефть и лес. Перспективными в сельскохозяйственном отношении являются крупные запасы торфа и сапропеля. Имеются месторождения кварцевых песков, кирпичных и керамзитовых глин, известняков. Регион также богат запасами пресной и минеральной воды, запасами йода.

1. СОСТОЯНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА, ЗЕМЛИ, ПОЧВЫ, ФЛОРЫ, ФАУНЫ, НЕДР, ПРИРОДНЫХ ЛАНДШАФТОВ И КОМПЛЕКСОВ

1.1.Водные ресурсы

Тюменская область богата запасами водных ресурсов, которые представлены крупными реками – Иртыш, Тобол, Тура, Пышма, Ишим, Тавда, Исеть и др. Основная его часть речного стока (общий годовой сток 80 км3) поступает с сопредельных регионов. Почти все крупные реки Тюменской области являются водоемами высшей категории рыбохозяйственного значения.

В целях снабжения населения, объектов экономики и социальной сферы водой в области эксплуатировалось 135 поверхностных водозаборов.

За счет поверхностных источников было удовлетворено 85,4 % потребности в пресной воде.

В целях снижения антропогенной нагрузки на водные объекты при сбросе сточных вод в рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года» в 2016 году за счет средств областного бюджета реализовывался ряд мероприятий.

По результатам мониторинга, осуществляемого ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 27 постах (25 речных и 2 озерных), зафиксирована стабилизация качества воды в 13 створах; улучшение качества воды с переходом из одного класса в другой наблюдалось в 1 створе: оз. Андреевское-рп. Боровский. Улучшение качества воды с изменением разряда одного и того же класса наблюдалось в 9 створах: р. Иртыш-с. Уват, р. Тобол-с.Иевлево, р. Ук-г Заводоуковск, р. Тура-с. Салаирка, р. Тура-ниже г. Тюмень, р. Тура- выше г. Тюмень, р. Тавда-с. Нижняя Тавда, р. Демьянка-с. Демьянское, р. Аремзянка-д. Чукманка.

Незначительно ухудшилось качество воды с изменением разряда одного и того же класса - в 1 створе: р. Тобол - ниже г. Ялуторовска. Ухудшение качества воды с переходом из одного класса в другой наблюдалось в 3 створах: р. Ишим-с. Ильинка, р. Ишим- выше г. Ишима, р. Ишим-с. Абатское.

Критическими показателями загрязнения, выделяемыми при комплексной оценке, были марганец и железо, высокое содержание которых обусловлено природным качеством поверхностных вод.

Характерными загрязняющими веществами для нашего региона являются трудно- и легкоокисляемые органические вещества (по ХПК и БПК5), соединения железа, меди, цинка, марганца, нефтепродукты. Их высокое содержание, за исключением нефтепродуктов, обусловлено природными факторами.

По крупным рекам, являющимся транзитными, оно формируется на территориях регионов, расположенных выше по течению (Свердловская, Курганская, Омская области и Республика Казахстан), и в пределах области ухудшения качества воды не наблюдалось.

С целью минимизации потребления населением поверхностной воды в связи с ее повышенным загрязнением, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области организованы мероприятия по поиску и оценке подземных источников водоснабжения для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения.

Тюменская область относится к регионам с удовлетворительными и благоприятными гидрогеологическими предпосылками для перевода питьевого водоснабжения населения на подземные экологически чистые и защищенные от загрязнения источники питьевой воды. Общая величина ресурсов питьевых подземных вод на 01.01.2017 составила 6.015 млн. м3/сут, но распределение их по муниципальным районам неравномерно: основная часть (80.5% от общей величины ресурсов) сосредоточена в северных районах: Уватском, Вагайском, Тобольском, Нижнетавдинском, и незначительная часть (всего 0.14%) - в пределах крайних южных районов: Сладковском, Казанском, Бердюжском и Армизонском. Эти районы относятся к зоне недостаточного увлажнения, где пресные воды распространены только на локальных участках в виде линз и являются частично и недостаточно обеспеченными ресурсами подземных вод (не превышающими 2.5 тыс. м3/сут).

Степень изученности (разведанности) ресурсов подземных вод на 01.01.2017 составила 15.9%. На начало 2017 года на территории области поставлены на государственный учёт 121 месторождение пресных и весьма слабосолоноватых подземных вод, 104 участка месторождений и 612 эксплуатационных участков недр (ЭУН) с суммарными запасами 960.55 тыс. м3/сут, из них 716.87 тыс. м3/сут утверждены по категориям А+В, обеспечивающим проектирование и строительство водозаборных сооружений для добычи подземной воды по целевому назначению. Основная их часть (более 98%) - это воды, предназначенные для питьевого водоснабжения населения (948.7 тыс. м3/сут); около 1.2% - запасы, разведанные для технологического обеспечения водой объектов промышленности или поддержания пластового давления в нефтяных залежах Кальчинского месторождения (11.85 тыс. м3/сут).

1.2.Атмосферный воздух

По данным Тюменьстата, в 2016 году в Тюменской области число учтенных предприятий и организаций, осуществляющих эмиссию загрязняющих веществ в атмосферу, уменьшилось с 1288 до 1118, источников выбросов - с 23079 до 22192.

По материалам наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, осуществляемых Тюменским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиалом ФГБУ «Обь-Иртышское УГМС» на 5 постах государственной наблюдательной сети в г. Тюмени, уровень его загрязнения в 2016 году оценивался как низкий, индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) по сравнению с показателем 2015 года уменьшился до 4. За последние 5 лет уровень загрязнения воздуха незначительно повысился по оксиду азота, по всем остальным загрязняющим веществам отмечено снижение их концентраций.

Рост загрязнения воздуха на указанных улицах обусловлен, в основном, увеличением транспортной нагрузки.

В 2016 году случаев превышения суммарного эффекта примесей (сернистый ангидрид + диоксид азота + оксид углерода + фенол) не зарегистрировано, как и в 2015 году. Фактов высокого и экстремально высокого загрязнения воздуха не отмечено.

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в г. Тобольске велись ООО «Тобольск-Нефтехим» на трех постах, в т. ч. по посту № 5 - в автоматическом режиме со снятием данных через каждый 20 мин. В 2016 году зафиксированы превышения ПДКм.р. по взвешенным веществам до 2.4 ПДКм.р., фенолу и формальдегиду до 1 ПДКм.р. (в 2015 году превышений не отмечалось). Средние концентрации сернистого ангидрида, оксида и диоксида азота, оксида углерода, фенола, взвешенных веществ находились в пределах нормативов, по формальдегиду средняя за год концентрация составила 1.6 ПДКс.с.

Согласно расчетам ФГБУ «Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Тобольске оставался низким, как и в 2015 году, но ИЗА увеличился с 1 до 3. За период с 2012 года возросли концентрации взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, фенола и формальдегида.

В рамках государственной программы Тюменской области «Основные направления охраны окружающей среды» осуществлялся мониторинг атмосферного воздуха в городе Ишиме, где стационарные посты государственной наблюдательной сети отсутствуют, и наблюдения ранее не проводились. Всего отобрано 13 проб на границе санитарно-защитных зон 8 предприятий. Превышений предельно допустимых максимальных разовых концентраций контролируемых веществ не выявлено.

Качество атмосферного воздуха в значительной степени определяется выбросами загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников. По данным Тюменьстата, в 2016 году в Тюменской области число учтенных предприятий и организаций, осуществляющих эмиссию загрязняющих веществ в атмосферу, уменьшилось с 1288 до 1118, источников выбросов - с 23079 до 22192.

Существенный вклад в загрязнение атмосферного воздуха вносят передвижные источники. По сведениям Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Тюменской области, в 2016 году эксплуатировались 643711 ед. автотранспорта (табл. 7), без учета мототранспорта, прицепов и полуприцепов - 576314 ед. По сравнению с уровнем 2015 года количество легковых автомобилей увеличилось на 3125 ед., грузовых — на 5361 ед., автобусов - на 520 ед., мотоциклов - на 194 ед.

В целом за год от автотранспорта в атмосферный воздух поступило более 178.2 тыс. т загрязняющих веществ, или 97.3 % к уровню 2015 года.

В целях снижения антропогенной нагрузки на атмосферу и повышения качества среды проживания населения ежегодно реализуется комплекс воздухоохранных мер. За счет внебюджетных средств реализуется программа газификации Тюменской области на 2014-2017 годы, в рамках которой в 2016 году построено более 252 км газовых сетей для газификации 4 382 домовладений в 44 населенных пунктах Тюменской области.

В целом можно отметить, что за период с 2010 по 2016 годы количество котельных, работающих на экологически чистых видах топлива, возросло с 1302 до 1314. При этом число объектов, работающих на угле, сократилось со 157 до 122, на дровах - с 24 до 11, на мазуте - с 18 до 13, на газе - с 1222 до 1206, а использующих в качестве топлива электроэнергию - увеличилось с 80 до 101, отходы пиломатериалов - до 7.

Ряд работ в области обеспечения экологической безопасности, направленных на снижение антропогенной нагрузки на атмосферный воздух, осуществляется в числе мероприятий по утилизации попутного нефтяного газа (ПНГ). Так, например, ООО «РН-Уватнефтегаз» в 2016 году использовано 329.5 млн м3 ПНГ, или 76.3 % от добытого.

Наиболее оптимальным направлением использования ПНГ на обособленных, удаленных от энергетической инфраструктуры лицензионных участках, является выработка электроэнергии на газовых электростанциях.

На сегодня действуют генерирующие мощности на 139,5 мВт, из них на объектах ООО «РН-Уватнефтегаз» - 121 МВт (первая очередь газотурбинной электростанции на 22 МВт, вторая очередь на 60 МВт и газопоршневые электростанции на 15 и 18 МВт на Усть- Тегусском месторождении; первая очередь газопоршневой электростанции мощностью 8 МВт на Протозановском месторождении), ООО «Газпромнефть-Хантос» - 15 МВт и ООО «ПИТ СИБИНТЭК» - 3,5 МВт.

В 2017 году ОАО «Сургутнефтегаз» ввело в эксплуатацию газотурбинную электростанцию мощностью 8 МВт на Южно-Нюрымском нефтяном месторождении в Уватском районе.

Снижению уровня загрязнения воздуха автотранспортом также способствуют мероприятия, реализуемые в рамках Государственной программы Тюменской области «Развитие транспортной инфраструктуры» до 2022 года.

Воздухоохранная деятельность осуществлялась также природопользователями. По данным государственной статистической отчетности 2-тп (воздух), в 2016 году ими реализовано 20 мероприятий, направленных на сокращение выбросов; освоены около 1.5 млн руб.

Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану атмосферного воздуха, за счет собственных средств предприятий составили более 984 млн руб.

В целом за год текущие затраты на охрану атмосферного воздуха составили 148.035 млн руб., на капитальный ремонт основных фондов - 2.09 млн руб.

1.3 Лесные ресурсы

Площадь лесных участков на землях лесного фонда в Тюменской области по данным учета на 01.01.2017 составила 11.396 млн га, или 71% территории (рис.14). На покрытые лесом лесные участки приходилось 6.9 млн га (60.5%), из них 37% представлены ценными хвойными породами, 63% - мягколиственными.

Согласно перечню лесорастительных зон и лесных районов Российской Федерации, леса Тюменской области располагаются в двух лесорастительных зонах (лесостепной и таежной) и делятся на 2 лесных района:

-        Западно-Сибирский южно-таежный равнинный район: Вагайское, Тобольское, Уватское лесничества (69%);

-        Западно-Сибирский подтаежно-лесостепной район:         Абатское, Армизонское,Аромашевское, Бердюжское, Викуловское, Голышмановское, Заводоуковское, Исетское, Ишимское, Казанское, Нижнетавдинское, Омутинское, Сладковское, Сорокинское, Тюменское, Упоровское, Юргинское, Ялуторовское, Ярковское лесничества (31%).

Показатель лесистости области составляет 43.9% и в разрезе административных районов колеблется в пределах от 17.4% (Сладковский район) до 63.3% (Юргинский). Основные запасы древесины эксплуатационных лесов находятся в Уватском, Тобольском и Вагайском лесничествах - 71% от общего запаса спелых и перестойных лесов.

Запасы древесины в лесах составляют 965 млн м3. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки (расчетная лесосека) определен в размере 16.2 млн м3, в том числе по хвойному хозяйству - 3.2 млн м3. Ее освоение составило 9.7% (табл. 27, рис. 15) или 1.6 млн м3. Расчетная лесосека по хвойному хозяйству использована на 24%, по мягколиственному - на 6.1%.

1.4. Животный мир

В фауне наземных позвоночных животных зарегистрировано 4 вида рептилий, 7 видов амфибий, 81 вид млекопитающих, 330 видов птиц.

Богата по разнообразию видов группа беспозвоночных животных. В составе наземных экосистем многочисленна фауна насекомых, включающая представителей прямокрылых, подёнок, равнокрылых, веснянок, ручейников, перепончатокрылых, двукрылых, стрекоз, клопов, тараканов и др. Только жуков, которые обитают в области, насчитывается около 5000, а бабочек - более 1000 видов.

Для животного мира Тюменской области важными факторами, влияющими на изменение численности, являются климатические условия, эпизоотическая ситуация, а также охота.

Для улучшения состояния популяций основных видов промысловых животных и условий их обитания в рамках долгосрочной целевой программы «Основные направления охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания в Тюменской области» осуществляются мероприятия направленные на обеспечение воспроизводства охотничьих видов животных и повышение продуктивности общедоступных охотничьих угодий.

1.5. Рыбные ресурсы

Рыбохозяйственный водный фонд Тюменской области включает в себя свыше 1500 озер площадью более 320 тыс. га (наиболее крупные - Большой Уват, Черное и Таволжан площадью 18, 12 и 7 тыс. га соответственно), а также бассейны крупных рек (Иртыша, Тобола, Тавды, Туры) с их пойменной системой, имеющей многочисленные притоки и старицы. Реки и озера населены более чем 40 видами рыб, из которых 27 имеют промысловое значение. Осетр, стерлядь, нельма, муксун, чир, тугун, пелядь, сиг-пыжьян, ряпушка относятся к высокоценным и являются уникальными биоресурсами, которые требуют постоянного внимания федеральных и региональных органов власти, а также природоохранных служб, а сибирский осетр занесен в Красную книгу Тюменской области.

В реках и озерах Тюменской области обитают 48 видов рыб, из которых 30 являются объектами рыболовства, что имеет важное значение для населения региона.

1.6. Особо охраняемые природные территории

На 01.01.2017 в Тюменской области учреждены 98 ООПТ (табл. 42) суммарной площадью порядка 900 тыс. га (рис. 22), или 5.6% от общей площади области, в том числе:

-        2 заказника федерального значения — 71.4 тыс. га;

-        36 заказников регионального значения — 796.9 тыс. га;

-        59 памятников природы регионального значения — 27.9 тыс. га;

-        полигон экологического мониторинга — 3.7 тыс. га.

В области расположены заказники федерального значения, один из них – «Белоозерский» – находится в Армизонском районе Тюменской области.

Заказник создан в 1986 году с целью восстановления, сохранения и воспроизводства ценных, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и среды их обитания – уникального озерно-болотно-степного комплекса.

Природные условия благоприятны для местных перелетных видов орнитофауны. Территория является местом обитания целого ряда редких и исчезающих видов млекопитающих и птиц. Так, в «Белоозерском» специалисты-орнитологи ежегодно выпускают в природную среду стерхов (редкий вид белого журавля), выращенных в питомнике Окского заповедника. Площадь заказника «Белоозерский» – 17850 га,

1.7. Образование отходов и обращение с ними

По данным Регионального кадастра отходов Тюменской области (далее - Кадастр), в 2016 году в области образовалось около 2658.9 тыс. т отходов производства и потребления (табл. 44). Увеличение этого показателя по отношению к уровню 2010 года объясняется ростом промышленного производства и уровня потребления, увеличением количества отчитывающихся хозяйствующих субъектов. За этот период в 5.5 раза возросло количество утилизированных отходов, что объясняется спецификой производства Тюменской области и видами образуемых отходов.

При этом количество образованных отходов за 2016 год образовалось 170 тыс. тонн меньше чем в 2015 году при большем количестве отчитавшихся хозяйствующих субъектов, а количество утилизированных и обезвреженных отходов осталось примерно на уровне 2015, что носит положительный эффект для сферы обращения с отходами.

В настоящее время практически все отходы жилищно-коммунального сектора размещаются на полигонах и свалках ТКО. По данным администраций муниципальных районов и городских округов, сортировка с целью извлечения вторичных материальных ресурсов из ТКО не осуществлялась. Только в г. Тюмени имеет место внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов. При этом данная практика в 2016 году имела эпизодический характер с низким уровнем эффективности.

По данным Кадастра, на конец 2016 года в Тюменской области имелось 598 объектов и мест размещения ТКО (против 628 в 2015 году), в т. ч. 21 полигон, внесенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (размещено до 70 % всех КТО), 402 санкционированных (25 %) и 175 несанкционированных (5 %) свалок. При этом полигоны ТКО занимали лишь 31 % суммарной площади земельных участков, отведенных под места размещения отходов.

Около 73.2 % (1946.8 тыс. т) образуемых отходов в 2016 году обезврежены или утилизированы на собственных предприятиях или переданы сторонним предприятиям для обезвреживания или утилизации; 24.7 % (658 тыс. т.) размещены на полигонах твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или свалках.

Отходы производства являются наиболее перспективными для утилизации (вторичной переработки). В Тюменской области значительное развитие получили следующие отрасли промышленности: электроэнергетика, добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, производство строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, сельское хозяйство.

1.8.Экологические риски и предупреждение чрезвычайных ситуаций

Риск возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) с экологическими последствиями в Тюменской области обуславливают техногенные (аварии на химически опасных, пожароопасных и взрывоопасных, а также на объектах транспортировки нефти и газа) и природные факторы (пожары; опасные климатические явления: очень сильный ветер, шквал, смерч со скоростью 25 м/с и выше, сильный мороз и сильная жара; гидрологические опасные явления - высокие уровни воды; эпизоотии и эпифитотии).

В Тюменской области имеется 9 химически опасных объектов, которые расположены в городах Тюмени, Тобольске и Ялуторовске, а также в Нижнетавдинском и Тюменском районах.

В основном, это предприятия, использующие в производственной деятельности хлор (на предприятиях водоочистки) и аммиак (основной хладагент аммиачно-холодильных установок предприятий пищевой промышленности).

Мероприятия по защите населения, попадающего в зону возможного химического заражения при авариях, включены в План действий по предупреждению и ликвидации ЧС Тюменской области и в Паспорт безопасности Тюменской области. Для информирования населения функционируют локальные системы оповещения.

Аварий и происшествий, связанных с выбросом химически опасных веществ, в 2016 году в Тюменской области не было.

Причины возникновения чрезвычайных ситуаций на пожаро- и взрывоопасных объектах аналогичны вышеназванным. Поражающими факторами являются тепловое излучение, взрывная волна, а также выброс в атмосферный воздух продуктов горения. Всего в Тюменской области расположено 74 пожаро- и взрывоопасных отдельных объекта.

Наиболее вероятными источниками аварий на нефте-, газо-, продуктопроводах являются компрессорные и дожимные станции, газорегуляторные пункты, нити трубопроводов.

Потенциально опасные участки магистральных трубопроводов расположены в Уватском, Тобольском, Ярковском, Тюменском и Исетском районах. Транспортировка нефти от месторождений Среднего      Приобья, а также Северной         группыместорождений производится по 4 магистральным нефтепроводам в направлении городов Томска, Омска, Альметьевска, Челябинска. Протяженность нефтепроводов в Тюменской         области превышает 9.5 тыс.км.

Протяженность эксплуатируемых газопроводов и газопроводов-отводов составляет около 2000 км, имеется семь подводных переходов.

Все объекты транспортировки нефти и газа обеспечены как автоматизированными, так и неавтоматизированными системами контроля. Для оперативного реагирования на возможные аварийные ситуации созданы аварийно-спасательные формирования, разработаны планы ликвидации аварий и планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов для всех формирований, предусматривающие взаимодействие и привлечение сил и средств пожарной охраны и других подразделений территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Аварий и происшествий на объектах транспортировки нефти и газа в 2016 году в Тюменской области не было, но произошло загрязнение 2 случая загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.

В охранной зоне р. Пышма в районе с. М. Акияры Тюменского района Управлением Росприроднадзора по Тюменской области установлен факт сброса остатков нефтепродуктов на почву, сотрудниками филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области произведен отбор проб почвы. В рамках административного расследования установлено, что сброс нефтепродуктов произошел в ходе работ по демонтажу магистрального нефтепродуктопровода, которые осуществляла организация ООО «Камень+». По требованию контролирующих органов организацией приняты меры по удалению загрязненного         нефтепродуктами грунта. ООО «Камень+» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП Российской Федерации на сумму 50 тыс. руб. Рассчитан и предъявлен ущерб, который возмещен в полном объеме.

В акватории р. Ерек в границах г. Тобольска произошло загрязнение аватории водного объекта нефтепродуктами в результате затопления четырех судов, принадлежащих ООО «Дизель-С». По требованию контролирующих органов собственником судов незамедлительно приняты меры по локализации нефтепродуктов в акватории и ликвидации загрязнения. Юридическое и должностное лица ООО «Дизель-С» привлечены к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации на сумму 60 тыс. руб.

В прошедшем году удалось не допустить перехода пожаров в категорию крупных. В течение пожароопасного сезона в лесном фонде области ликвидировано 89 пожаров на общей площади 351 га, из них лесная площадь 329 га. В сравнении с 2015 годом общая площадь лесных пожаров уменьшилась на 27%.

В период прохождения весеннего половодья 2016 г. режим функционирования «чрезвычайная ситуация» был введен на основании распоряжений глав муниципальных образований на территориях Тобольского, Ишимского, Аромашевского, Сладковского, Сорокинского, Викуловского, Исетского, Вагайского, Казанского районов, а также в городах Ишим и Тюмень.

Наиболее сложной паводковая обстановка складывалась в г. Ишим и на территории Вагайского района.

Общий материальный ущерб, нанесённый области последствиями паводка, составил более 990 млн. рублей.

В 2016 году также не было чрезвычайных ситуаций, связанных с развитием и распространением особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

Обстановка по особо опасным инфекционным болезням сельскохозяйственных животных и птицы была стабильной, за исключением бешенства. Во всех случаях проведены комплексные мероприятия по ликвидации болезни.

В целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения реализуется государственная программа Тюменской области «Основные направления развития гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», общий объем финансирования которой в 2016 году составил около 920 млн руб.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ РОПРИРОДНАДЗОРА ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

За 9 месяцев 2017 года Управлением проведено 127 контрольно-надзорных мероприятия, в числе которых: 16 плановых проверок (13%), 111 – внеплановых, из которых: 26,8% - проверки по выполнению предписаний (32); 59,3% - предлицензионные проверки (74), 0,9% - совместно с Управлением Росприроднадзора по ЯНАО (1).

В общем количестве внеплановых проверок, по-прежнему наибольшее число остается за внеплановыми предлицензионными проверками.

Управлением Росприроднадзора по Тюменской области за 9 месяцев 2017 года проведено 16 рейдовых мероприятий в водоохранных зонах рек Тюменской области.

Управлением за 9 месяцев 2017 года принято участие в 33 проверках, организованных Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой, Тюменской транспортной прокуратурой, прокуратурой Нижнетавдинского района и РУ ФСБ России по Тюменской области, по результатам которых выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области использования и охраны земель.

По результатам проведенных Управлением мероприятий, за 9 месяцев 2017 года было выявлено 50 нарушений:

20 - в области обращения с отходами производства и потребления (40%);

8 - в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр (16%);

17 – законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха (34% от общего числа нарушений);

5 – в сфере использования и охраны водных объектов (10%).

         Как показывает административная практика, наибольшее количество нарушений у природопользователей выявляется в области обращения с отходами производства и потребления.

         Типичным и массовым нарушением является осуществление хозяйственной и иной деятельности в отсутствие установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Чаще всего выявляются случаи, когда несколько видов отходов, образуемых при осуществлении деятельности не занормированы, и соответственно на его образование не установлен лимит, не подтвержден класс опасности, не разработан паспорт отхода.

Были выданы предписания. Предприятием в установленные сроки: разработаны паспорта на подтверждение класса опасности, разработан проект и получены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

         16% нарушений приходится на нарушения Закона РФ «О Недрах». Чаще всего, при проведении проверок выявляется, что недропользователи не выполняют условия пользования недрами: осуществляют добычу в отсутствие проектных документов, например, проекта водозабора, разработка которого стоит значительных финансовых средств.

При осуществлении деятельности, которая сопряжена с выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, предприятиями совершаются в основном два нарушения:

- это осуществляется деятельность без установленных нормативов предельно-допустимых выбросов и без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- не проводится производственный контроль инструментальным методом.

В процессе использования оборудования, при работе которого необходимо сжигание какого-либо топлива, выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества. Нормативами предельно-допустимых выбросов и разрешительным документом определяются количественные и качественные характеристики выбросов таких веществ, которые не изменят гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. 

Все мы понимаем последствия того, когда неограниченное и неопределенное количество вредных (загрязняющих) веществ будет поступать в атмосферу, это может создать угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью людей.

За 9 месяцев 2017 года было выявлено 5 нарушений при использовании поверхностных вод (10%). Типичными являются – сброс сточных вод в водный объект без Разрешения на сброс и превышение установленных НДС в сточных водах, сбрасываемых в водные объекты.

Какие меры принимаются к нарушителям?

Выдача предписаний, наложение административных штрафов, внесение представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, направление материалов на досрочное прекращение права пользования недрами, расчет ущербов, взыскание недоимок.

В целом, за 9 месяцев 2017 года было выдано 43 предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований:

- 11 в сфере охраны атмосферного воздуха

- 12 в области обращения с отходами производства и потребления

- 14 в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр;

- 6 в сфере использования водных объектов.

А в ходе 32 внеплановых проверок, было проверено 46 предписаний, из которых выполнено 35 предписания (76% от общего числа проверенных предписаний).

Не выполнено:

 2 предписания в области обращения с отходами производства и потребления - не обеспечено получение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ООО «Агрофирма «КРиММ»).

1 предписание в области обращения с отходами производства и потребления юридическим лицом - не обеспечено достижение установленных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ООО «Технологическая компания Шлюмберже»).

1 предписание в сфере охраны атмосферного воздуха – не осуществлен в полном объеме производственный контроль за соблюдением нормативов ПДВ инструментальным методом с привлечением аккредитованной лаборатории (ПАО «СУЭНКО»). 

6 предписаний об устранении нарушения законодательства в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр - не устранено пользование недрами без лицензии, не оформлен горноотводный акт, 1 пояс ЗСО не приведен в соответствие с условиями недропользования, опытно-фильтрационные и лабораторные исследования не проведены, отчет с подсчетом запасов минеральных вод не составлены, отчет о результатах проведенных геологоразведочных работ в федеральный и соответствующие фонды геологической информации на хранение не представлены, информации, подтверждающих приведение скважины в надлежащее состояние либо актов консервации не представлено  (МП «Ивановское КП», АУ СОН ТО «Центр «Красная гвоздика», МУП «Байкаловский ККП»,                ООО «Сиббурвод» ).

В отношении всех нарушителей были составлены протоколы об административных правонарушениях и направлены на рассмотрение мировым судьям.

По результатам надзорной деятельности, Управлением было возбуждено 190 дел об административных правонарушениях, по результатам их рассмотрения вынесено 134 постановления о назначении административных наказаний и 29 постановлений о прекращении производства по делам об административных правонарушениях. 4408 тыс. рублей составила сумма наложенных административных штрафов, взыскано на сумму 3073 тыс. рублей, что составляет 69,7% от общей суммы наложенных штрафов.

В рамках Соглашения о взаимодействии Управления и Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области ежеквартально осуществляется контроль за исполнением постановлений и иных исполнительных документов Управления.

По состоянию на 01 октября 2017 года Управлением в адрес службы судебных приставов за 9 месяцев текущего года направлено 12 исполнительных документов на общую сумму 563 000 рублей. На начало года уже имелся остаток неоконченных в 2016 году исполнительных производств по 6-ти исполнительным документам на сумму 278 543,73 руб. Итого на исполнении находилось 13 документов на сумму в 612 тыс. рублей.

         В начале года Управлением было подано исковое заявление о взыскании задолженности по платежам за негативное воздействие на окружающую среду с Публичного акционерного общества «Ялуторовский автомобильный завод» в размере 21 724, 37 руб. Решение Арбитражного суда Свердловской области принято в пользу Управления. Исполнительный лист направлен в Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области для дальнейшего исполнения.

За 9 месяцев 2017 года выдано 13 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, из них: 7 представлений выполнено, 5 представлений не выполнено, и по 1 срок выполнения не истек.

В рамках профилактической работы, Управлением Росприроднадзора по Тюменской области выдано 27 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, например, такие как:

- 1 предостережение в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» 04.05.1999 № 96-ФЗ, а именно: в случае эксплуатации установок очистки газа: циклона ЦН-15-900х6СП (ПУ № 1 – источник № 0001); циклона СЦН-40 (ПУ № 5 – источник № 0005) обеспечить их работу с показателями, соответствующими проектным;

- 5 предостережений в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» 04.05.1999 № 96-ФЗ, а именно: до истечения срока действия нормативов ПДВ и разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечить разработку проекта ПДВ с последующей подачей заявления в Управление на установление нормативов ПДВ и выдачу разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- 3 предостережения в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» 04.05.1999 № 96-ФЗ, а именно: до истечения срока окончания проведения производственного контроля инструментальным методом, обеспечить проведение производственного контроля на источниках выбросов, предусмотренного планом-графиком в проекте ПДВ;

- 2 предостережения в части принятия мер по обеспечению обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха» 04.05.1999 № 96-ФЗ, а именно: недопущению аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и своевременному информированию об аварийных ситуациях на предприятии;

- 2 предостережения в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно: до истечения срока действия нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в установленном порядке обеспечить предоставление разработку проекта НООЛР с последующей подачей заявления в Управление на установление нормативов ООЛР;

- 1 предостережение в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, а именно: обеспечить надлежащее накопление отходов;

- 13 предостережений, в части принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в соответствии с требованиями Закона РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1, а именно: до истечения срока действия лицензии на пользование недрами, в установленном порядке провести рекультивацию нарушенных земель в соответствии с согласованным и прошедшим экспертизу проектным документом и сдать их соответствующим органам, предоставившим земельные отводы.

За систематическое нарушение существенных условий пользования недрами ООО «ММИГ «Кристалл» Распорядителем недр – Тюменьнедра было выдано Уведомление с установленным сроком для их устранения, по истечению которого, Управление провело внеплановую проверку, по результатам которой юридическим лицом право пользования недрами было досрочно прекращено.

Управлением, помимо административного производства, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об охране окружающей среды», и на основании методики, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, рассчитан ущерб, причиненный почве как объекту охраны окружающей среды, а именно:

1. По результатам проверки, организованной РУ ФСБ России по Тюменской области совместно с прокуратурой Аромашевского района выявлено загрязнение нефтепродуктами земельного участка, расположенного рядом со зданием котельной и цистернами для хранения нефтепродуктов. Произведен отбор проб почвы в зоне загрязнения и фоновой точке. Произведен расчет размера вреда, составивший 17 550 рублей. Материалы расчета направлены РУ ФСБ России по Тюменской области. Прокуратурой Аромашевского района в интересах неопределенного круга лиц в суд направлен иск в отношении ООО «БиКОМС» о возмещении вреда окружающей среде. 30.06.2017 вынесено решение о возмещении вреда окружающей среде в полном объеме.

2. По результатам проверки, организованной Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой, был произведен отбор проб вокруг 3 накопителей отходов, а также фоновых точек по адресу: 3 км автодороги Нижняя Тавда-Тюмень Нижнетавдинского района Тюменской области. На основании результатов отбора проб произведен расчет размера вреда, составивший 2 695 875 рублей. Материалы направлены в Тюменскую межрайонную природоохранную прокуратуру.

3. За 9 месяцев 2017 года были произведены:

- по запросу дознавателя ОД МО МВД России «Ялуторовский» был произведен расчет ущерба, нанесенного незаконной добычей Орлана-белохвоста, который составил 231 000 руб. Расчет ущерба, нанесенного незаконной добычей Орлана-белохвоста направлен дознователю ОД МО МВД России «Ялуторовский» для приобщения к материалам уголовного дела.

- расчет недоимки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты – пруд на реке Солоновка д. Ситниково Омутинского района Тюменской области АО «Золотые луга» за 2014-2015 гг. Недоимка по платежам за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты), составила 27540,08 рублей. Недоимка уплачена.

Также Управлением проводится контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017. Так Управлением за 9 месяцев 2017 года по результатам данного контроля, МУП «Ишимские тепловые сети» выставлено требование об уплате недоимки на сумму 47392 рубля 22 копейки, недоимка оплачена в добровольном порядке в полном объеме.

В случае отказа природопользователя от уплаты недоимки, Управлением принимаются меры для взыскания недоимки в судебном порядке.

Управлением за 9 месяцев 2017 года проверено 76 сообщений о невыполнении или несвоевременном выполнении обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, из них по 7 сообщениям факт невыполнения или несвоевременного выполнения подтвердился. По данному факту к ответственности привлечены как юридические лица, так и должностные лица. В общей сложности Управлением возбуждено 14 дел об АП по ст. 8.46 КоАП РФ, рассмотрено 13 дел об АП (по одному делу рассмотрение назначено на 4 квартал 2017 года). 

Всего на государственный учет НВОС поставлено 1367 объектов из них: к I категории – 42 объект (27 хозяйствующих субъектов); ко II категории – 268 объект (77 хозяйствующих субъектов). Количество субъектов, подлежащих федеральному государственному надзору уменьшилось в шесть раз.